Появление казахов в
Среднем Прииртышье
в
XIV
– XVII
веках
Первое упоминание о
предках будущих казахов на территории Омской области относится к концу
I
– началу II
тысячелетия нашей эры. Наши предки вели кочевой образ жизни, занимались
в основном скотоводством и останавливались в некоторых наиболее выгодных
местах на небольшой промежуток времени. Первые поселения назывались по
названию жилища – юрта. Кочевали они со своими семьями из одной
местности в другую в поисках той земли, которая была бы плодородной и
свободной. И останавливались они там на временную стоянку.
Известен факт
появления казахов вместе с узбеками на Иртыше с мусульманским войском в
период религиозной войны 1394 – 1395 годов. Казахи проникали в места
расселения сибирских татар в XV
веке во времена Абулхаира, когда тот стоял во главе государственного
объединения «узбеков» (кочевников, объединявших и казахов), бывали в
Чимге – Туре (Тюмень), имея там своего ставленника и владели областью
Тары. В XV
– XVI
веках в Сибири очутилась небольшая группа жалаиров – казахов Большой
Орды (жуза), но большинство казахов населения здесь составили группы
Средней Орды – казахи из племен аргинов, кереев, кыпчаков, найманов и
уеков. Существует изложенная в легенде версия, что отцом Тайбуш –
родоначальника сибирско-татарских ханов – был казачий хан Мамык, убитый
Чингисханом.
В
XVI веке
кочевые группы казахов часто появлялись на берегах Иртыша, а также Ишима
и Тобола. Разгром Сибирского ханства в конце
XVI века имело значение для
казахов, потому что границы их ханств столкнулись с границами Русского
государства, между ними стали укрепляться посольские связи, оживилась
торговля.
В Казахстан и
Среднюю Азию из Тобольска в XVII веке были известны три дороги (по
названию рек: Ишим, Иртыш и Тобол). Однако в начале
XVII
века большие массы айратских племен хлынули с востока в районы северного
и Западного Казахстана. Войны между казахами и калмыками стали
постоянными и практически отодвинули казахов с сибирских территорий.
В конце XVII –
начале XVIII
века начинается оседание казахов в южных районах Западной Сибири. Это
проявлялось в некоторых признаках разложения кочевого скотоводства и
первых земледельческих опытах казахов.
В первой половине
XVIII
в. казахи заселяли южные районы западной Сибири уже в более заметном
количестве, хотя конечно их было еще немного, и селились они,
по-видимому, в бассейнах рек Ишима и Тобола.
Официальной датой
вступления казахов Среднего жуза в русское подданство считается 1731
году Абулхаир, хан младшего жуза, вступил в русское подданство. Бугенбай,
род которого относится к Среднему жузу, Абулхаира. Средний жуз почти до
конца XVIII
века находился в номинальном подчинении России.
Хан Аблай вел независимую
политику и не подчинялся ни России, ни Китаю. Стойкость Аблайхана
объяснялась поддержкой со стороны аргинских родов. Средний жуз не платил
ясак, установленный царем.
В начале
XIX века
казахские рода Среднего жуза кочевали в трех отделениях (родах) по реке
Исиль, около озера Жаймгле, а зимой – у реки Иртыш. Баи Дусумбек, Умар,
Баимбет управляли кереями. Некоторые аргинцы кочевали по реке Ишим и в
горах Кокчетава. И в Омске, и в Петропавловске осуществлялась меновая
торговля. В эти города прибывали кыпчаки под руководством батыра
Толегена для торговли. Кулан – кыпчаки кочевали в Акмолинской и Ишимской
волостях Акмолинского уезда, на протоке реки Сырдарьи – Каразюке.
|
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО КАЗАХОВ
АУЛА КАРАЗЮК


Основатель казахских
родов аула
Каразюк
Кошкарбай батыр,-
Сагалай улы, руы – кыпчак, Средний жуз (дата рождения и смерти
неизвестны). Родился и вырос в ауле Каразюк. Воевал с джунгарами. Вместе
с ханом Среднего жуза Аблай- ханом освобождал Среднее Прииртышье от
джунгар. Является основателем казахских родов аула Каразюк. У него было
12 детей, по именам которых названы основные рода: Конай, Татыбай, Торпак, Кенырбай, Жетыбай, Котен, Толыбай, Хангелды, Нак, Жакып. (Перечисление рода по
генеалогическому древу)

В школьном этнографическом музее
хранится кольцо старшины татыбайского рода Эдеге, датированное 1860
годом.
Из работы ученицы 7 класса Альжановой Айжан
«Мои этнические корни»
На протяжении
нескольких веков сменяется 6-8 поколении, существуют специальные
схемы, они называются генеалогическое древо. Генеалогия – это
историческая дисциплина, изучающая родословную человека, его семьи.
Родословная у наших предков является важным элементом в отношениях
внутри казахского народа, так как родовые отношения на всём
протяжении истории казахского народа определяли положение рода в
иерархической лестнице казахских племён.
Соблюдение традиций и обычаев, обязывает
каждого мальчика казахской семьи знать и передавать свою родословную
и историю своей семьи из поколения в поколение.
В связи с этим я решила изучить мою
родословную. В мое исследование входит изучение корней, а именно от
кого идет начало, и к какому казахскому роду мы относимся. Если я
узнаю историю своей семьи, то смогу объяснить происхождение своего
рода и размышлять о его будущем.
Хочу отметить, что в родословной у казахов прослеживается только
мужская линия. Моя родословная берет начало от предка Кошкарбая, он
относился к племени Кыпчака - Среднего жуза. Кошкарбая служил в ХVIII
веке при Абулхаире.
Для примера проиллюстрирую мою родословную по
нисходящей мужской линии.
Кошкарбай-Конай-Рустем-Букарбай-Сатыбай-Алжан-Нигмат-Кабыкен-Бахытжан
Мы относимся к роду Конай. О Кошкарбае и Конае
я вам рассказала, они были батырами и погибли в войне с джунгарами.
О Букарбае я ничего не знаю,
кроме того, что его захоронение одно из первых на нашем «зирате»
кладбище. На нем растет большая береза.
Сатыбай был старшиной рода,
уважаемым человеком и его именем было, названо одно из первых
поселений казахских родов, при переходе от кочевого к оседлому
образу жизни. Алжан вошел в истории нашей семьи тем, что от него на
протяжении 20 века идет наша фамилия Альжановы. Мой дед Кабыкен, как
и его предки Кошкарбай и Конай был войнам. Родился 5 сентября 1925
года в ауле Каразюк. В 1943 году ушел на войну, был ранен, имеет
награды. После окончания войны работал опять в нашем селе. Вырастил
десятерых детей, один из них мой папа. День победы мне близок,
потому что мой дед воевал за Родину, за мир во всем мире, и мы его
потомки каждый год 9 мая приносим к памятнику войнам-землякам
цветы.
|