Каразюк.7я.ru

 

Появление казахов в Среднем Прииртышье

в XIVXVII  веках

         Первое упоминание о предках будущих казахов на территории Омской области относится к концу I – началу II тысячелетия нашей эры. Наши предки вели кочевой образ жизни, занимались в основном скотоводством и останавливались в некоторых наиболее выгодных местах на небольшой промежуток времени. Первые поселения назывались по названию жилища – юрта. Кочевали они со своими семьями из одной местности в другую в поисках той земли, которая была бы плодородной и свободной.  И останавливались они там на временную стоянку.

         Известен факт появления казахов вместе с узбеками на Иртыше с мусульманским войском в период религиозной войны 1394 – 1395 годов. Казахи проникали в места расселения сибирских татар в XV веке во времена Абулхаира, когда тот стоял во главе государственного объединения «узбеков» (кочевников, объединявших и казахов), бывали в Чимге – Туре (Тюмень), имея там своего ставленника и владели областью Тары. В XVXVI веках в Сибири очутилась небольшая группа жалаиров – казахов  Большой Орды (жуза), но большинство казахов населения здесь составили группы Средней Орды – казахи из племен аргинов, кереев, кыпчаков, найманов и уеков. Существует изложенная в легенде версия, что отцом Тайбуш – родоначальника сибирско-татарских ханов – был казачий хан Мамык, убитый Чингисханом.                   

         В XVI веке кочевые группы казахов часто появлялись на берегах Иртыша, а также Ишима и Тобола. Разгром Сибирского ханства в конце XVI века имело значение для казахов, потому что границы их ханств столкнулись с границами Русского государства, между ними стали укрепляться посольские связи, оживилась торговля.

         В Казахстан и Среднюю Азию из Тобольска в XVII веке были известны три дороги (по названию рек: Ишим, Иртыш и Тобол). Однако в начале XVII  века большие массы айратских племен хлынули с востока в районы северного и Западного Казахстана. Войны между казахами и калмыками стали постоянными и практически отодвинули казахов с сибирских территорий.

         В конце XVII – начале XVIII века начинается оседание казахов в южных районах Западной Сибири. Это проявлялось в некоторых признаках разложения кочевого скотоводства и первых земледельческих опытах казахов.

         В первой половине XVIII в. казахи заселяли южные районы западной Сибири уже в более заметном количестве, хотя конечно их было еще немного, и селились они, по-видимому, в бассейнах рек Ишима и Тобола.

         Официальной датой вступления казахов Среднего жуза в русское подданство считается 1731 году Абулхаир, хан младшего жуза, вступил в русское подданство. Бугенбай, род которого относится к Среднему жузу, Абулхаира. Средний жуз почти до конца XVIII  века находился в номинальном подчинении России.

        Хан Аблай вел независимую политику и не подчинялся ни России, ни Китаю. Стойкость Аблайхана объяснялась поддержкой со стороны аргинских родов. Средний жуз не платил ясак, установленный царем.

         В начале XIX века казахские рода Среднего жуза кочевали в трех отделениях (родах) по реке Исиль, около озера Жаймгле, а зимой – у реки Иртыш. Баи Дусумбек, Умар, Баимбет управляли кереями. Некоторые аргинцы кочевали по реке Ишим и в горах Кокчетава. И в Омске, и в Петропавловске осуществлялась меновая торговля. В эти города прибывали кыпчаки под руководством батыра Толегена для торговли. Кулан – кыпчаки кочевали в Акмолинской и Ишимской волостях Акмолинского уезда, на протоке реки Сырдарьи – Каразюке. 

 

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО КАЗАХОВ АУЛА КАРАЗЮК

Основатель казахских

 родов аула Каразюк

Кошкарбай батыр,- Сагалай улы, руы –   кыпчак, Средний жуз (дата рождения и    смерти неизвестны). Родился и вырос в    ауле Каразюк. Воевал с джунгарами.   Вместе с ханом Среднего жуза Аблай-   ханом освобождал Среднее Прииртышье   от джунгар. Является основателем казахских родов   аула Каразюк. У него  было 12 детей, по именам   которых названы основные рода: Конай, Татыбай,   Торпак, Кенырбай, Жетыбай, Котен, Толыбай,   Хангелды, Нак, Жакып. (Перечисление рода по   генеалогическому древу)

 

В школьном этнографическом музее хранится кольцо старшины татыбайского рода Эдеге, датированное 1860 годом.  

 

Из работы ученицы 7 класса Альжановой Айжан

«Мои этнические корни»

           

На протяжении нескольких веков сменяется 6-8 поколении, существуют специальные схемы, они называются генеалогическое древо. Генеалогия – это историческая дисциплина, изучающая родословную человека, его семьи.

            Родословная у наших предков является важным элементом в отношениях внутри казахского народа, так как родовые отношения на всём протяжении истории казахского народа определяли положение рода в иерархической лестнице казахских племён.

Соблюдение традиций и обычаев, обязывает каждого мальчика казахской семьи знать и передавать свою родословную и историю своей семьи из поколения в поколение.

В связи с этим я решила изучить мою родословную. В мое исследование входит изучение корней, а именно от кого идет начало, и к какому казахскому роду мы относимся. Если я узнаю историю своей семьи, то смогу объяснить происхождение своего рода и размышлять о его будущем.

            Хочу отметить, что в родословной у казахов прослеживается только мужская линия. Моя родословная берет начало от предка Кошкарбая, он относился к племени Кыпчака - Среднего жуза. Кошкарбая служил в ХVIII веке при Абулхаире.

Для примера проиллюстрирую мою родословную  по нисходящей мужской линии.

Кошкарбай-Конай-Рустем-Букарбай-Сатыбай-Алжан-Нигмат-Кабыкен-Бахытжан

Мы относимся к роду Конай. О Кошкарбае и Конае я вам рассказала, они были батырами и погибли в войне с джунгарами.

             О Букарбае я ничего не знаю, кроме того,  что его захоронение одно из первых на нашем «зирате» кладбище. На нем растет большая береза.

              Сатыбай был старшиной рода, уважаемым человеком и его именем было, названо одно из первых поселений казахских родов, при переходе от кочевого к оседлому образу жизни. Алжан вошел в истории нашей семьи тем, что от него на протяжении 20 века идет наша фамилия Альжановы. Мой дед Кабыкен, как и его предки Кошкарбай и Конай был войнам. Родился 5 сентября 1925 года в ауле Каразюк. В 1943 году ушел на войну, был ранен, имеет награды. После окончания войны работал опять в нашем селе. Вырастил десятерых детей, один из них мой папа. День победы мне близок, потому что мой дед воевал за Родину, за мир во всем мире, и мы его потомки каждый год 9 мая приносим к памятнику войнам-землякам цветы.     

 

На главную

Hosted by uCoz